Когда побеждает индустрия развлечений, как это постепенно происходит сейчас, когда молодежь, студентов, детей постоянно провоцируют на получение удовольствий и внушают им тягу к иллюзиям, к романтической чувственности, слова «сдержанность» и «самоограничение» вытесняются из лексикона, уходят из зоны внимания. Самоограничение, которое практикуют монахи, санньясины, отрицающие мирское, закутывающие свои тела в монашеские одеяния или просто в кусок ткани, – это отрицание материального мира не является самоограничением. Возможно, вы даже не станете слушать о том, что значит «самоограничение». Вас с детства учили занимать себя чем‑то приятным и убегать от самих себя при помощи развлечений – религиозных или любых других; психологи говорят вам, что вы должны выражать все свои чувства, что любое сдерживание себя разрушительно и ведет к неврозам… Неудивительно, что вы все больше погружаетесь в мир спорта, развлечений, забав, помогающих вам убежать от себя, от того, чем вы являетесь. Понимание того, кто вы есть на самом деле – без искажений, без какой‑либо предвзятости, без каких бы то ни было реакций на то, что вы узнали о своей истинной природе, – вот с чего начинается самоограничение. Наблюдение, осознавание каждой мысли, каждого чувства – не сдерживание, не контроль, а лишь наблюдение, как вы наблюдаете птицу в полете, без всяких предубеждений и искажений… В результате этого наблюдения вы начинаете явственно осознавать, что такое самоограничение, выходящее за рамки принуждения, игр в кошки‑мышки с самим собой, всех этих представлений о саморазвитии, самореализации. Все это – детские забавы. Такое наблюдение дает огромную свободу, а свобода дает ощущение благородного самоограничения. Но если вы заговорите об этом с современной молодежью – студентами или детьми, – они, скорее всего, будут смотреть в окно со скучающим видом: всех людей интересует лишь погоня за удовольствиями. Похоже, что человек вечно убегает от себя самого, от того, чем он в действительности является, от того, куда он движется, от того, что происходит вокруг – от всего мироздания, от повседневности, от смерти и от начала существования. Странно, что мы никак не можем понять: как бы мы ни старались убежать от себя, как бы мы ни уклонялись от всего этого – намеренно и сознательно или бессознательно и незаметно, – конфликты, удовольствия, страдания, страх и все прочее все равно будут присутствовать всегда. В конечном итоге они всегда побеждают. Вы можете пытаться их подавить, можете пытаться избавиться от них усилием воли, но в конце концов они все равно всплывут на поверхность. И удовольствие – это один из главных факторов; но и оно тоже подвержено конфликтам, страданиям и скуке. Удовольствие рано или поздно приедается, наскучивает – это часть суеты, свойственной нашей жизни. Невозможно этого избежать, друг мой. Вы никогда не сможете сбежать от этой нескончаемой великой суеты, пока не задумаетесь об этом по‑настоящему, и не просто задумаетесь, но будете наблюдать внимательно и неустанно само движение вашей мысли, вашего «я». Вы можете сказать, что все это чересчур утомительно или даже бесполезно. Но если вы сейчас не обращаете на это внимания, будущее, которое нас ждет, будет не только еще более разрушительным, невыносимым – оно будет бессмысленным. И это не пессимистичный взгляд на вещи, это действительно так и есть. То, чем вы являетесь сейчас, – это и есть то, чем вы станете в будущем. Это неизбежность. Это так же несомненно, как восход и закат солнца. Это наша общая доля, доля всех людей на земле, если только мы не изменимся, если каждый из нас не станет чем‑то таким, что не создано мыслью. Джидду Кришнамурти "Самому себе"